С 1 января 2021 года вводятся нормативные правовые акты по регулированию режимов труда и отдыха водителей автомобилей, пассажирских трамваев и троллейбусов.
Вопрос соблюдения режима труда и отдыха водителей поднимается всегда при расследовании несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией транспорта.
Отдых для водителей отражается на их поведении в том числе реакции на постоянно меняющуюся обстановку на дорогах.
К примеру, на дорогах г.Екатеринбурга на транспорте ЕМУП «Гортранс» происходит около 500 ДТП в год, как учтенных в ГИБДД, так и не оформленных(по расписке и т.д.).
К сожалению не все владельцы автотранспорта уделяют этому вопросу внимание, но нужно понимать, что этот вопрос не праздный и подпадает под регулирование нормами охраны труда, а конкретно ст.212 Трудового кодекса РФ-работодатель обязан обеспечить соблюдение режима труда и отдыха работников.
Нарушение этих норм влечет ответственность не только административного характера, но и уголовную.
Краткий обзор вводимых норм:
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424) не распространяются на водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей спецслужб.
Локальные акты, касающиеся регламентации режимов труда и отдыха (графики сменности и т.п.) должны составляться с учетом мнения либо по согласованию с профсоюзом.
Ограничивается период суммированного учета рабочего времени — один месяц, а увеличение периода до 3 месяцев допускается только по согласованию с профсоюзом.
Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов и в исключительных случаях по согласованию с профсоюзом может увеличиваться до 12 часов.
Часто ставится вопрос, что отдельные водители, особенно у руководителей не управляют постоянно автомобилем и находятся в комнате отдых.
Особенности по этому поводу устанавливают, что это время тоже относится к рабочему времени, т.к. рабочее время водителя включает время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем; и время работы, не связанной с управлением автомобилем.
Для водителей трамваев и троллейбусов рабочее время включает так же время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях, время простоев трамваев (троллейбусов) на линии, время нахождения водителя в резерве; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава; время нахождения водителя на обязательных мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, проводимых работодателем.
Как и в прежних особенностях остается уязвимым вопрос возможности увеличения водителем рабочего времени в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки, но не более чем на 2 часа.
Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.
Время отдыха и перерывов водителей по общеустановленным правилам включает перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный отдых) и еженедельный отдых.
В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (Приказ Минтранса России от 02.10.2020 N 404) продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха определена не менее 12 часов.
Еженедельный отдых для водителей автомобилей установлен не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
По отношению к водителям трамваев и троллейбусов нижняя граница еженедельного отдыха определена не менее 42 часов.