Рост доходов граждан важен для роста экономики
По итогам 2020 года, несмотря на меры поддержки, реальные располагаемые доходы населения сократились, по оценке Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, более чем на 4%. Таким образом, общий спад этого показателя за 2013-2020 годы составил примерно 10%. Это постепенно становится хронической проблемой экономического развития.
Восстановление экономики в решающей степени зависит от потребительского спроса, а значит, от роста реальных доходов населения. Если полагаться только на естественный ход развития экономики, то восстановление доходов населения может занять не менее трех-четырех лет. На сегодня нужен дополнительный набор действий по активной поддержке доходов населения.
Уже реализуется пакет помощи наименее обеспеченным семьям с детьми. Можно было бы рассмотреть возможность увеличения налоговых вычетов из НДФЛ по ряду позиций и т.д.
Но более существенный импульс восстановлению потребительского спроса могло бы дать повышение зарплат работникам бюджетной сферы. Реформа оплаты труда, активно проводившаяся в 2012-2018 гг., привела к росту средних заработных плат в науке, здравоохранении и образовании. Однако после 2018 г. дальнейшего опережающего роста оплаты труда в бюджетном секторе не происходило.
Действия по росту оплаты труда бюджетников создали условия для конкуренции между бюджетным и внебюджетным секторами экономики за трудовые ресурсы. Это значит, что бизнес в той или иной степени будет реагировать на увеличение оплаты труда бюджетников. В целом это может стать важным источником ускорения посткризисного восстановления экономики.
Рост доходов в бюджетном секторе прежде всего поддержит спрос на рынках, критически важных для восстановления роста: жилищном, автомобильном, бытовой техники и т.д., что обеспечит рост доходов и занятости в других секторах экономики.
Напомним, что в прошлом году внесены дополнения в статью 144 ТК РФ, на основании которых Правительству РФ предоставлено право утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.